Несмотря на возможности маркетплейсов, где не выходя из дома, за час можно и еду заказать, и несколько пар обуви для примерки, наша семья ездить в торговые центры не перестала. Но теперь, например, в ТЦ «Город» мы отправляемся не только пробежаться по магазинам одежды, но и покататься на коньках на современном катке, взять в аренду любимую ребенком полицейскую машину, на которой он будет рассекать по просторным залам центра. Обязательно заглянем и на фуд-корт, где возьмем что-то из того, что дома обычно не готовим, например, суп том-ям и картошку фри. Словом, едем отдохнуть.
Всего в городе работает уже свыше 700 торговых центров, и больше половины из них предлагают помимо магазинов посетить культурные и образовательные пространства. «Уход с рынка большинства иностранных брендов отразился на структуре заполняемости ТЦ — российские аналоги заместили их долю лишь на 50-60%. Образовавшиеся пустоты в аренде и восполнены за счет досуговой и развлекательной инфраструктуры, что изменило восприятие торговых центров москвичами как мест исключительно для покупок», — комментирует Александр Борисенко, руководитель департамента коммерческой недвижимости Whitewill.
В районных торговых центрах «Место встречи», которые созданы по всей Москве, открываются кружки и студии для детей и взрослых. Например, в Кузьминках заработал центр «Место встречи Высота». Посетителей он привлекает не только кинотеатром с кинобаром и пиццерией, но и художественными школами, компьютерным клубом, спортивными и танцевальными студиями. Нашлось там место и турагентству, пункту выдачи заказов, химчистке, ремонту часов и телефонов.
«В каждом торговом центре разные арендаторы и есть много всего интересного и полезного. Например, в ТЦ «Северное Сияние» пользуются популярностью фитнес-центр, спортивная секция «СпортНация», детская танцевальная школа, а также центр «Московского Долголетия». В ТЦ «Небо» в Солнцеве помимо классического развлекательного центра работают также студия танцев Todes и футбольная школа Spartak CityFootball Academy», — рассказала «РГ» Полина Жилкина, управляющий партнер RETEX, член президиума Российского совета торговых центров.
Вот и в этом году, по ее словам, большую часть арендопригодных площадей в новых торговых центрах займут досугово-развлекательные и спортивные форматы. В их числе ТЦ на территории транспортно-пересадочного узла «Селигерская», ТЦ «Краски» в Некрасовке, вторая очередь ТЦ «Гагаринский». «В первом квартале, кстати, уже открылись два объекта среднего формата — ТЦ «ЗУМ Зиларт Универмаг» и ТЦ Botanica, где есть и спортивные зоны, и детские развлекательные центры, и современные гастропространства», — добавила она
И еще одно отличие новых ТЦ. Их больше не строят в районах МКАД, а возводят в жилых кварталах практически всех районов Москвы. И это не случайно. «У жителей столицы наблюдается запрос на доступ ко всему необходимому в пределах 15 минут — так называемая концепция «город в городе», — говорит сооснователь сервиса Colife Артем Бабинов. — Торговые центры позапрошлого поколения были «одноэтажными», занимали гигантские площади более 200 тыс. кв. м. Найти место для такого объекта в условном Марьине проблематично. Теперь архитектурные бюро оптимизируют небольшие свободные площади, создавая функциональные ТЦ внутри жилых районов площадью не более 70-100 тыс. кв. м. Примеры таких проектов за последний год можно наблюдать в Тверском районе («Афимолл Тверская»), Очаково-Матвеевском («Планета»), Ростокине (Botanica Mall)».
В них открываются веревочные парки, картинги, квест-румы, площадки лазерного пейнтбола, скалодромы и даже серфинг на искусственной волне. Еще в новых ТЦ открываются спа-салоны, турагентства, химчистки и прачечные, ателье и мастерские, центры госуслуг «Мои документы». Но и магазины одежды из ТЦ в ближайшее время никуда не денутся, уверен вице-президент, руководитель блока продаж и маркетинга ГК «Страна Девелопмент» Александр Гуторов. «В структуре арендаторов лидерами остаются такие категории, как fashion-ретейл, супер- и гипермаркеты, кинотеатры и рестораны. Однако есть и новые категории, к примеру, растет популярность термокомплексов. Кроме того, площади ТЦ все чаще занимают маркетплейсы. К примеру, более 400 тыс. кв. м бывших магазинов ИКЕА по всей России, 100 тыс. кв. м из которых пришлось на Москву, занял «Мегамаркет». Широкое распространение получают технологии Click&Collect, что дает возможность сделать заказ онлайн и получить его в офлайн-магазине бренда», — отметил эксперт.